ТРУ.МАРКЕТИНГ — Наш канал в телеграме
Ежедневные обзоры статей, новости рынка, кейсы.Подписаться
#мояэкспертиза
Разработчику без маркетингового бэкграунда сегодня никуда
Специальный проект KINETICA о работе в интернет-маркетинге. Контент-стратег #мояэкспертизаСпециальный проект KINETICA о работе в интернет-маркетинге. Key Account Manager #мояэкспертизаСпециальный проект KINETICA о работе в интернет-маркетинге. Стратег #мояэкспертизаСпециальный проект KINETICA о работе в интернет-маркетинге. Дизайнер #мояэкспертизаСпециальный проект KINETICA о работе в интернет-маркетинге. Разработчик #мояэкспертизаСпециальный проект KINETICA о работе в интернет-маркетинге. Аккаунт-директор #мояэкспертизаСпециальный проект KINETICA о работе в интернет-маркетинге. Продакшн‑директор #мояэкспертизаСпециальный проект KINETICA о работе в интернет-маркетинге. Генеральный директор #мояэкспертиза
Назад

Специальный проект KINETICA о работе в интернет-маркетинге. Разработчик #мояэкспертиза

5

9 минут  |  время прочтения

16 апреля 2017 нам исполняется 10 лет. К юбилею KINETICA накопила самый важный для агентства ресурс — команду экспертов своего дела. В течение полугода до дня рождения, раз в месяц, мы рассказываем про становление и цели одного из нас под хештегом #мояэкспертиза. Начали с тех, кто влился в команду недавно и закончим теми, кто посвятил общему делу уже десятилетие. Впрочем, зачем заканчивать? На этом празднике мы будем рады и гостям — публикуйте свои истории в Facebook с хештегом #мояэкспертиза и помогите нам собрать полную digital коллекцию ЖЗЛ!

Веб. Начало

В нулевых я учился по специальности «ПОВТ» в барнаульском политехе и осознанно готовился к прикладному программированию. Никаких иллюзий про творческую составляющую профессии не питал. Писал на С++, планировал кодить скучные программы для операционисток какого-нибудь местного банка.

Отдушиной был Flash. Любили мы со школьным другом сделать трешачок а-ля joecartoon.com, и выложить в интернет. Так и баловались в вебе в перерывах от учебы, пока не пришла пора делать диплом.

Тут я решил совместить приятное с полезным и пошел практикантом к местному провайдеру в техотдел, где и писал диплом. Безлимитного интернета тогда еще нигде не было, а тут он был. В веб затянуло с головой. Здесь же начал писать на Java веб-приложение — таск-трекер для службы поддержки.

Тогда появилось мое первое ПО доступное через интернет в браузере. И это было вау! Не надо предварительно компилировать, ставить SDK, библиотеки и так далее. Просто залил, и у всех все работает. Круто!

Ребята за стенкой занимались разработкой сайтов (тогда редко у какого провайдера не было своей веб-студии), и как-то они предложили мне сверстать пару страниц. Так Барнаул потерял прикладного программиста: после защиты диплома я уволился из техподдержки и начал искать работу HTML-верстальщика. Теперь я понимал, что свяжу жизнь с веб-разработкой.

Веб. Конвеер

Итак, я устроился в веб-студию верстальщиком. Вот тут я поначалу иллюзии питал: хотел получать макеты в PSD и отдавать HTML-код. Ха-ха! Уже через полгода я сделал свой первый сайт с нуля на имеющейся тогда в студии самописной CMS на Symfony.

Это был сайт санатория с гигантским каталогом услуг, калькулятором, кучей форм и всякого рода галерей. Запускал его тоже я, благодаря чему быстро разобрался в Linux и настройке веб-серверов.

А вот и он — мой первый сайт

Сначала был сильный интерес делать все самому, тем более это хорошо оплачивалось. Но спустя пару лет конвейерной разработки я уперся в свой же потолок. Проекты выходили похожими, ускорить себя не получалось, хотя объемы росли. Кризис 2008-го стал бить по карману заказчика, а как следствие и по моей зарплате. С веб-студией нам стало не по пути.

Веб. Гигант

В конце нулевых я пришел в команду крупного Forex-брокера, когда они только начали внедрять гибкие методологии разработки. Да, я про Scrum. Пришлось вникать, когда это еще не было таким модным. Внутренняя структура ПО была такой — CRM, ERP, личный кабинет, форум и сайт. Я полностью отвечал за сайт, и за его главную часть — личный кабинет.

Процессы и уровень организации были совсем иными, чем те, к которым я привык в веб-студии. Досаждали вечные совещания и долгие принятия решений, но радовала возможность делегировать задачи специалистам узкого профиля. В штате работали те, кто только рисует, те, кто пишет текст, кто настраивает сервер, фронтенд, бэкенд, специалист по биллингу и еще куча людей. В общем, и команда, и задачи были на порядок серьезнее — мы работали с финансами, причем с финансами клиентов, а это большая ответственность.

Два года работы над одним проектом с серьезным объемом задач, итеративной системой и постоянными изменениями в продукте, научили меня главному — отвечать за неудачи и соблюдать дедлайны. Я уже не говорю про целеполагание, тайм-менеджмент и умение готовить отчеты — это было рутиной.

Постепенно пришло осознание того, что я уже совсем не программист и даже не веб-разработчик. Кроме кодинга, мне хотелось влиять на поток клиентов через сайт и улучшать продукт. Ради этого погрузился в юзабилити, научился облегчать и улучшать функциональность сайта, стал работать над фичами и проводить подобие A/В-тестов. Постоянно работал в одной команде с дизайнерами и отстаивал свою точку зрения. В результате количество открытых счетов постепенно росло.

Новая роль мне очень нравилась, ведь появились четкие метрики оценки работы: отзывы довольных пользователей, количество зарегистрированных счетов, транзакций и так далее. Данные Google Analytics, а не похвалу начальника, я считал лучшей оценкой моей работы.

Конвеер. Камбэк

То ли рынок Форекс трясло, то ли наш брокер искал новые ниши, но за те пару лет, что я проработал в компании, она несколько раз меняла позиционирование и даже провела ребрендинг, и это не могло не сказаться на мне. В постоянном состоянии потока новых, иногда взаимоисключающих, задач стало некогда радоваться успехам. И я начал скучать по работе, где меняются проекты, заказчики, а от старта до результата всего несколько месяцев.

Так я оказался в «Кинетике». Приняли меня сразу как своего, ведь часть команды из моей первой веб-студии уже трудилась здесь. ArtJazz+KINETICA помните? ;-) Новая мотивация, новый молодой коллектив, интересные задачи, сегмент топовых сайтов, московские цены, scrum, оценки, митинги — все классно.

Но конвейерная разработка, по которой я скучал, быстро напомнила мне о минусах: постоянно загруженный продакшн, аврал и нехватка рук. Да-да, вот таким я оказался неуемным — опять на те же грабли.

Но это все мелочи. Важнее было другое: побывав на стороне «сайтовладельца», я понял, что и самые «вкусные» сайты с современными фишками и классным дизайном могут быть бесполезными. Даже мертворожденными — это когда клиент просто захотел сайт, а мы его просто сделали. Чем тут гордиться? Самим фактом «изделия»?

Кинетика. Синтез

Многие разработчики живут по принципу «сделал и забыл». Таким важно отбить все претензии клиента и взяться за следующий проект. Они не видят перспектив в сотрудничестве и, как следствие, не развивают рынок. И я не про профессиональный уровень мастерства сейчас говорю.

Я видел сайты с нереально крутым дизайном, крутыми технологиями, у которых под капотом модные движки и сотни часов разработки, но они не могут принести владельцу ни копейки. И видел абсолютно невзрачные и даже примитивные, которые приносят много, потому что сделаны для людей и для того, чтобы решать задачи бизнеса.

Самые крутые задачи именно те, которые помогают заработать клиенту. И программистов, считающих себя важнейшим звеном в создании сайтов, я воспринимаю как банальный инструмент решения бизнес-задач для более прошаренных ребят. Без обид, пацаны.

Для себя я четко решил: если сайт моей разработки никто не посещает, или не покупают в «моем» интернет-магазине, то дело — дрянь. Поэтому я могу годами заниматься поддержкой, в то время, как многие разработчики от этого жутко скучают и рвутся за новый проект.

Зато у меня в портфеле настоящие кейсы. Например, «Восток-Сервис», который я курирую много лет. Сначала регулярно внедряли фичи, придуманные как клиентом, так и мной. Затем процесс стал более системным, и требования на доработки генерируются уже нашими экспертами по продвижению. Как когда-то в Forex-брокере, я снова в роли «сайтосовладельца» делаю только полезные для бизнеса клиента фишки, и у них опять появилась денежная метрика.

Моя работа над сайтом «Восток-Сервиса»

В этом мы с «Кинетикой» и совпали. Я уже пятый год здесь, и пару лет назад был непростой переломный момент: мы перестали быть веб-студией и я стал частью SEO-команды. Наверное, так выглядело со стороны, но внутри было иначе.

Я стал носителем новой парадигмы, когда клиент в тебе заинтересован, прислушивается к тебе, вы по-сути партнеры и с общими целями. Тем более, когда у тебя большой опыт в разработке веб-приложений, клиент начинает чаще обращаться, привлекая тебя как эксперта, и вы вместе решаете задачи. Ты даже можешь влиять на бизнес-процессы внутри его компании. Вы реально одно целое.

Моя экспертиза

Веб-разработчик должен быть маркетологом. Это требование рынка и быстроразвивающихся e-commerce проектов. Вспомните, что было несколько лет назад, когда случился бум стартапов. Узкопрофильные специалисты стали обрастать помощниками, понимать рынок, изучать среду и конкурентов. То же самое было и в бум мобильной разработки.

Похожие процессы сейчас происходят в SMM и контент-маркетинге. Привычный сммщик уже никому не интересен — всем нужен «smm-маркетолог». Даже верстальщиков писем, и специалистов по рассылкам рынок заставил стать «email-маркетологами»

А у разработчика появилась необходимость быть юзабилистом и понимать в дизайне. Стало полезным разбираться в тайм-менеджменте, так как с ростом технологий, человекотруд стал самым времязатратным. Рынок вынудил быть проект-менеджером, знать основы SEO, понимать паттерны поведения пользователей и следить за трендами.

В общем, все растет и меняется, и без маркетингового бэкграунда сегодня никуда. Не удивлюсь, если скоро тимлиду или разработчику, вообще, нужно будет ориентироваться в вопросах привлечения инвесторов, понимать в акселераторах, разбираться в нюансах и трендах краудфандинга. Помните, как когда-то стали востребованы 1С-программисты со знанием бухучета? Вот и я оказался таким диджитал технарем, бороздящим просторы интернет-маркетинга. Раунд!

Был ли материал вам полезен?
Да
Нет
Спасибо
Подпишитесь на рассылку
Мы ищем новых авторов, готовых писать честные и профессиональные статьи
Читать ещё
Читать ещё
Читать ещё
Читать ещё
Читать ещё
Читать ещё