«Разработчику без маркетингового бекграунда сегодня никуда» #мояэкспертиза — KINETICA

«Разработчику без маркетингового бекграунда сегодня никуда» #мояэкспертиза

Веб-разработчик «Кинетики», Дмитрий Еремеев об опыте работы, истории компании и современных разработчиках.
5
7 минут  |  время прочтения

Веб. Начало

В нулевых я учился по специальности «ПО ВычТех» в барнаульском политехе и осознанно готовился к прикладному программированию. Никаких иллюзий про творческую составляющую профессии не питал. Писал на С++, планировал кодить скучные программы для операционисток какого-нибудь местного банка.

Отдушиной был Flash. Любили мы со школьным другом сделать трешачок а-ля joecartoon.com и выложить в интернет.

/тут хорошо бы какой-то твой ролик той поры/

Так и баловались в вебе в перерывах от учёбы, пока не пришла пора делать диплом. Тут я решил совместить приятное с полезным и пошёл практикантом к местному провайдеру в техотдел. Безлимитного интернета тогда ещё нигде не было, а тут он был. В веб затянуло с головой. Здесь же начал я писать на Java веб-приложение — таск-трекер для службы поддержки.

Это было мое первое ПО доступное через интернет в браузере. И это было вау! Не надо предварительно компилировать, ставить SDK, библиотеки и т. д. Просто залил и у всех работает. Круто.

Ребята за стенкой занимались разработкой сайтов — тогда редко у какого провайдера не было веб-студии внутри. И как-то они предложили мне сверстать пару страниц. Потом ещё пару. Так Барнаул потерял прикладного программиста — после защиты диплома я уволился из отдела техподдержки и начал искать работу HTML-верстальщика. Теперь я понимал, что свяжу жизнь с вебом.

Веб. Конвеер

Итак, я устроился в веб-студию верстальщиком. Вот тут я поначалу иллюзии питал. Хотел получать макеты в PSD и отдавать HTML-код. Ха-ха! Уже через полгода я сделал свой первый сайт с нуля на имеющейся тогда в студии самописной CMS на Symfony. Это был сайт санатория с гигантским каталогом услуг, калькулятором, кучей форм и всякого рода галерей. Запускал его тоже я. Так я начал разбираться в Linux и настройке веб-серверов.

/тут можно скрин этого сайта/

Сначала был сильный интерес делать все самому, тем более это хорошо оплачивалось. Но спустя пару лет конвеерной разработки я уперся в свой же потолок. Проекты выходили похожими, ускорить себя не получалось, хотя объемы росли. Кризис 2008-го стал бить по карману заказчика, а как следствие и по моей зарплате. С веб-студией нам стало не по пути.

Веб. Гигант

В конце нулевых я пришел в команду крупного Forex-брокера, когда они только начали внедрять гибкие методологии разработки. Да, я про Scrum. Пришлось вникать, когда это ещё не было таким модным. Мы выстраивали процессы вместе. Внутренняя структура ПО была такой — CRM, ERP, личный кабинет, форум и сайт. Я полностью отвечал за сайт, и за его главную часть — личный кабинет.

/было бы круто тут разместить скрин какого-нить сложного интерфейса ЛК (ну или хотя бы полотнище кода, чтобы разбить текстовку)/

Два года работы над одним проектом с серьезным объемом задач, итеративной системой и постоянно меняющимся продуктом, научили меня фундаментальным вещам — отвечать за неудачи и соблюдать дедлайны.

Я уже не говорю про целеполагание, тайм-менеджмент и умение готовить отчеты — это было рутиной.

Процессы и уровень организации был совсем иной, чем тот, к которому я привык в веб-студии. Досаждали вечные совещания и долгие принятия решений, но радовала возможность делегирования, наличие специалистов узкого профиля. Были те, кто только рисует, те кто пишет текст, кто настраивает сервер, фронтенд, бэкенд, специалист по биллингу и еще куча людей. В общем, и команда, и задачи были на порядок больше — мы работали с финансами, причем с финансами клиентов, а это серьёзная ответственность.

Постепенно пришло осознание того, что я уже совсем не программист и даже не совсем веб-разработчик. Основной моей задачей было увеличение потока клиентов через сайт. Измерялось это просто: количеством открытых счетов. Приходилось разбираться в юзабилити, облегчать и улучшать функционал, работать над фичами, проводить A/В-тесты. Новая роль мне очень нравилась, ведь появились четкие метрики оценки моей работы: отзывы довольных пользователей, количество зарегистрированных счетов, транзакций и так далее. Данные Google Analytics, а не похвалу начальника, я считал лучшей оценкой моей работы.

Конвеер. Камбэк

То ли рынок Форекс трясло, то ли наш брокер искал новые ниши, но за те пару лет, что я проработал в компании, она несколько раз меняла позиционирование и даже провела ребрендинг, и это не могло не сказаться на мне. В постоянном состоянии потока новых, иногда взаимоисключающих, задач, стало некогда радоваться успехам. И я начал скучать по работе, где меняются проекты и заказчики, где от старта до результата всего несколько месяцев.

Так я оказался в «Кинетике». Приняли меня сразу как своего ведь часть команды из моей первой веб-студии уже трудилась здесь. ArtJazz+KINETICA, помните? ;-)

Новая мотивация, новый молодой коллектив, интересные задачи, сегмент топовых сайтов, московские цены, scrum, оценки, митинги — все классно. Но конвеерная разработка, по которой я скучал, быстро напомнила мне о минусах: постоянно загруженный продакшн, аврал и нехватка рук.

Да-да, вот таким я оказался неуёмным — опять на те же грабли.

Но это всё мелочи. Важнее было другое: побывав на стороне «сайтовладельца», я понял, что даже самые «вкусные» сайты с современными фишками и классным дизайном могут быть бесполезными. Даже мертворожденными — это когда клиент просто захотел сайт, а мы его просто сделали. Чем тут гордиться? Самим фактом «изделия»?

Кинетика. Синтез

Многие разработчики живут по принципу «сделал и забыл». Таким важно отбить все претензии клиента и взяться за следующий проект. Они не видят перспектив в сотрудничестве и, как следствие, не развивают рынок. И я не про профессиональный уровень мастерства сейчас говорю. Я видел сайты с нереально крутым дизайном, крутыми технологиями, у которых под капотом супер движки и сотни часов разработки, но которые не могут принести владельцу ни копейки. И видел абсолютно невзрачные и даже примитивные, которые приносят много, потому что сделаны для людей и для того, чтобы решать задачи бизнеса.

А самые крутые задачи именно те, которые помогают заработать клиенту. И программистов, считающих себя важнейшим звеном в создании сайтов, я воспринимаю как банальный инструмент решения бизнес-целей для более прошаренных ребят (без обид, пацаны).

Для себя я чётко решил: если сайт моей разработки никто не посещает, или не покупают в «моём» интернет-магазине, то дело — дрянь. Поэтому я могу годами заниматься поддержкой, в то время, как многие разработчики от этого жутко скучают и рвутся в бой за новый проект.

Зато у меня в портфеле настоящие кейсы. Например, Восток-Сервис, который я курирую много лет. Сначала регулярно внедряли фичи, придуманные как клиентом, так и мной. Затем процесс стал более системным, и требования на доработки генерируются уже нашими экспертами по продвижению. Как когда-то в Forex-брокере, я снова в роли «сайтосовладельца» делаю только полезные для бизнеса клиента фишки, и у них опять появилась денежная метрика.

В этом мы с «Кинетикой» и совпали. Я уже 4 года здесь, и пару лет назад был непростой переломный момент: мы перестали быть веб-студией и я стал частью SEO-команды. Наверное, так выглядело со стороны. Но внутри было иначе. Я стал носителем новой парадигмы, когда клиент в тебе заинтересован, ты ему интересен, он прислушивается, ты с ним партнер и у вас общая цель. Тем более, когда у тебя большой опыт в разработке веб-приложений и бэкграунд, клиент начинает чаще обращаться, привлекая тебя как эксперта, и вы вместе решаете его задачи. Ты даже можешь влиять на бизнес-процессы внутри компании клиента. Вы реально одно целое.

Моя экспертиза

Современный веб-разработчик должен иметь маркетинговый бэкграунд. Это требование рынка и быстро развивающихся e-commerce проектов. Вспомните, что было несколько лет назад, когда случился бум стартапов. Узкопрофильные специалисты начали обрастать помощниками, стали понимать рынок, изучать среду, конкурентов и т. д. Тоже самое было и в бум мобильной разработки.

Когда-то у разработчика появилась необходимость быть юзабилистом и понимать в дизайне. Потом стало полезным быть отчасти менеджером проектов и вникать в тайм-менеджмент, так как с ростом технологий, человекотруд стал самым времязатратным. Рынок вынуждал разбираться в проектной работе, знать основы SEO, понимать тенденции простых пользователей и следить за трендами.

Все растет и меняется, и без маркетингового бэкграунда сегодня никуда. Не удивлюсь, если скоро тимлиду или разработчику вообще нужно будет ориентироваться в вопросах привлечения инвесторов, понимать в акселераторах, разбираться в нюансах и трендах краудфандинга.

Был ли материал вам полезен?
Да
Нет
Спасибо
Предложить статью
Мы ищем новых авторов, готовых писать честные и профессиональные статьи
Условия сотрудничества →
Прочитайте еще
События
Tagline Awards 2018 — у нас две лучших контекстных кампании!
А ещё — рост в рейтингах performance-агентств и ключевых digital-персон
просмотры2357
репосты 6
События
Груша 2018: рассылки, видеореклама и креативные методики
Что обсуждали на главной диджитал-конференции Сибири
просмотры4740
репосты 6
События
Самый кинетический отчёт
перед перфоманс-рейтингом Тэглайн
Презентация достижений текущего года
просмотры4385
репосты 4
Жизнь агентства
KINETICA в десятке
лучших SEO-компаний
В рейтинге клиентского сервиса
просмотры2810
репосты 11