Мы решили разобраться, кто такие стратеги в диджитале и что входит в их задачи. Для этого я пообщалась с нашими специалистами — Романом Алексеенко и Марией Ковалевой. Они работают в тандеме и отлично дополняют друг друга. Рома мыслит логически и точно, а Маша более эмоционально и креативно. Сегодня вы узнаете, чем занимаются стратеги, как они помогают бизнесу и что нужно делать, чтобы стать хорошим специалистом.
Роман Алексеенко
Считает формулы
и собирает модели танков
Мария Ковалева
Ищет инсайты потребителей,
в свободное время печет капкейки
— Расскажите о своей работе. Зачем нужны стратеги? Чем вы занимаетесь?
Мария: Наша работа делится на две части: исследовательская и текущая. В исследовательской мы разрабатываем стратегии, разбираем клиента по косточкам. Изучаем его покупателей, конкурентов, сайт, торговое предложение, группы в социальных сетях и так далее.
В ежедневной текущей работе мы должны быстро оценить уже существующую ситуацию у новых клиентов, предлагать эффективные каналы и прогнозировать их. Мы контролируем итоги рекламных кампаний, аудит, отслеживаем выполнение планов, корректируем их, дополняем новыми инструментами и каналами для решения задач клиента.
Роман: Мы собираем мозаику из каналов, которая подойдет под специфику и задачи клиента. Это зависит от категории его бизнеса, отрасли. Дальше мы подключаем определенные каналы, строим прогнозы прироста трафика, транзакций, выполнения целей клиента и оптимизируем уже текущие издержки на рекламу. В конечном счете, цель любого бизнеса — зарабатывать деньги. И мы помогаем это делать.
— Чем стратег отличается от узкого специалиста в интернет-маркетинге: сеошника, таргетолога, PPC-специалиста и других?
Мария: Наша задача — смотреть на рекламную кампанию в целом, понимая взаимосвязь всех каналов рекламы. Мы должны донести до специалиста роль и цель его канала в рекламной кампании, дать ему наиболее полную информацию о клиенте: конкурентный анализ, целевые группы, карты потребностей, мониторинг всех имеющихся данных.
Роман: Специалист глубоко погружен в канал, при этом наша задача знать чуть меньше. Но мы должны знать обо всех каналах, чтобы каждому виду бизнеса подобрать необходимую комбинацию для достижения конкретных целей.
Если паттерн поведения какой-то аудитории подразумевает использование определенной площадки, то включаем ее в медиаплан. Мы подключаем других специалистов, чтобы они более детально сделали прогноз, так как они обладают более точечными знаниями, чем мы.
— Какому бизнесу нужна стратегия? Кто ваш клиент?
Роман: Мы выделили три категории клиентов: стартапы, у которых есть идея, но отсутствует информационная и исследовательская база. Например, они не знают, кто их потребитель или неверно определили свою ЦА.
Затем — существующий бизнес, который открылся в новом регионе. Ведь то, что работает для большого города, не всегда подходит провинции.
И третья категория — крупный бизнес, у которого «как лебедь, рак и щука» — все разномастно. Здесь нужно сделать правильный микс, то есть предложить комплексный подход, который поможет правильно считать CPA и CPO.
Мария: При этом мы строим стратегию на трех уровнях: коммуникации, маркетинге и бизнесе:
• коммуникационная — «Мы должны создать имидж и сделать так, чтобы нас узнавали»;
• маркетинговая — «Мы хотим увеличить количество звонков», «Нам нужно больше транзакций»;
• а бизнес-цель — это всегда деньги.
Все складывается к тому, что нужно больше прибыли. В итоге, мы прогнозируем и сразу понимаем, нужно ли это клиенту.
— Какие самые распространенные ошибки возникают? Как вы справляетесь с ними?
Мария: Вся наша работа — это тестирование гипотез. Ошибки неизбежны, но именно исследования и опыт помогают их минимизировать, поэтому главное — не повторять их. Если ошибка случилась, то зафиксируй, сделай вывод и больше не повторяйся. Иначе, ты плохой стратег и ученик.
Роман: Нам помогает ретроспектива. Модель аудирования нужно накладывать и на себя, чтобы смотреть, что ты сделал и что нужно улучшить. На чужие кейсы опираться не очень правильно, лучше прочувствовать все на своем опыте.
Также честность клиента помогает исключить неточности. Клиент должен знать свой бизнес и ничего не утаивать, максимально емко отвечать на вопросы. Если он работает в узкой специализации и думает, что какой-то факт настолько очевиден, что можно его не упоминать — это неправильно.
— Как обычно проходит ваш рабочий день? Какие у вас задачи?
Мария: Кроме текущей работы, у нас всегда есть долгосрочные проекты, которые мы изучаем, тестируем новые гипотезы и затем их внедряем. К примеру, сейчас работаем над программами лояльности. Я изучаю опыт других компаний, собираю информацию и нахожу закономерности, Рома думает над формулами расчетов.
А сегодня я составляю медиаплан для нового клиента и участвую в брейншторме с коллегами.
Роман: В первой половине дня мы, как правило, работаем с задачами для новых клиентов. После обеда занимаемся основными клиентами, аудитами и оптимизацией. Также важная часть работы — планерки с коллегами, так как над каждым проектом работает команда специалистов и нужно быть в курсе текущей ситуации.
Сегодня у меня юзабилити аудит сайта совместно с нашим разработчиком, а также думаю над новым форматом коммерческого предложения.
— Какие ваши личные навыки и умения помогают в работе?
Мария: Я всегда изучаю эмоциональную сторону. Стараюсь встать на место потребителя. А Рома считает данные, делает формулы. Я придумываю, он рассчитывает. Разделяем одну задачу на двоих, делимся промежуточными итогами, и из-за разных точек зрения дополняется картина.
Мы — две половинки мозга. К тому же, оба знаем английский язык. Это большой плюс для стратегов, потому что у запада есть чему поучиться. Информации и материалов больше на английском языке. Стратегов не обучают специально в вузах. Все мы маркетологи, но каждый погружается глубже в свое.
Роман: У Маши более творческий склад ума, а я — логик. Маша изучает отрасль, читает отзывы клиентов, чтобы воспринимать информационный фон, интонацию, что беспокоит клиентов больше всего, о чем они думают, что для них важно.
Мы оба учились в Алтайском государственном техническом университете, но я на технической специальности, а Маша на гуманитарной. Это дало отпечаток и на распределение задач между нами.
— Хороший стратег это кто?
Мария: Важно быть в курсе всего, что происходит в сети. Любые изменения в интернет-каналах могут влиять на дальнейшую разработку стратегии. Мы должны постоянно прокачиваться в плане изучения исследовательской работы. Знать, как находить инсайты, где собирать информацию, какими сервисами пользоваться. Не менее важна и коммуникация со специалистами по каждому каналу, чтобы использовать любую техническую возможность и новый канал.
Роман: Критический склад ума — это самое важное, потому что все нужно ставить под сомнение. Проверять все, отстраняться от своих знаний, искать ответы извне. Быть объективным, гибким. А еще лучше работать в тандеме с другим стратегом, потому что под разными углами проще увидеть более точную картину.
— Что вы можете посоветовать начинающим стратегам?
Мария: Стратег должен быть открыт ко всему новому, легко самообучаться, быть гибким и объективным, улучшать все, что можно. Быть профессионально любопытным. Я бы посоветовала прочитать книгу «Стратегия голубого океана», мы уже рекомендовали ее в статье «15 лучших книг для интернет-маркетологов».
Еще рекомендую следить за работой других компаний — какие у них новые услуги, кейсы, например, я подписана на канал агентства «Комплето», очень импонирует их системный целеориентированный подход.
Роман: Практиковаться. Изучать кейсы недостаточно. Лучше всего — устроиться в любое агентство на любую должность, чтобы быть в теме. С опытом придет и понимание, как, зачем и для чего использовать полученные знания и инструменты. В блоге Кинетики есть статья об инструментах стратегов и аналитиков, советую пользоваться.