Снова привет! Меня зовут Первухин Артем, я продакшн-директор Кинетики. Ну что, продолжаю рассуждения про тренды маркетинга на 2025 год. Во второй части я решил сосредоточиться именно на поисковом продвижении. Процесс изменений в SEO продолжается уже пару лет, но сейчас мы находимся в самом центре этой трансформации.
Органика потихоньку уходит вниз, и на её место приходят блоки с ответами от нейросетей, а Яндекс все больше увеличивает свои рекламные зоны, «заполняя» экран новыми блоками.
Ведь одно дело — понимать, что происходит, и совсем другое — действовать и не упускать свою аудиторию. Больше об этом и других важных вещах — в новом материале.
Поисковая выдача «уходит» вниз
Первый тренд — постепенное, но уверенное смещение органической выдачи ниже. Этот процесс продолжается уже третий год и становится все более ощутимым.
Что изменилось? Во-первых, появился новый герой — блок с ответами от нейронки. Но есть нюанс: ссылки на сайты-источники отсутствуют. То есть, если вы активно вкладывались в создание полезного контента, это, к сожалению, не поможет привлечь пользователей блоки от ИИ.
Во-вторых, размер блока Яндекс.Директ становится больше. Тут все просто: Яндексу нужно каждый год радовать своих инвесторов, а для этого приходится постоянно поднимать ставки и расширять рекламные зоны.
Сегодня, чтобы оставаться в зоне видимости и рассчитывать на клики из органики, ТОП-10 недостаточно, нужно иметь к ТОП-5 или ТОП-3. И это уже не рекомендация, а необходимость.
Индивидуальная выдача в поиске
Поисковые системы становятся всё «умнее», результат «подстраивается» именно под вас. Одновременно набирают популярность низкочастотные запросы, а доля голосового поиска продолжает расти. Второй важный аспект, который стоит обсудить, — это растущая роль персонализации в поисковой выдаче.
Сейчас поисковики анализируют не только текст запроса, но и всё, что скрыто за ним: историю, поведение, предпочтения, а также продукты и услуги, которые соответствуют интересам конкретного потребителя. Цель проста — дать максимально точный и полезный ответ. Справляются ли поисковики с этим? Нет. По статистике от SE Ranking, от 30% до 50% пользователей могут изменить свои запросы при отсутствии удовлетворительных результатов с первого раза. Это говорит о том, что выдача далеко не всегда сразу дает нужный ответ. Тем не менее, индивидуальная и обогащенная выдача — это, определенно, тренд.
Теперь для того, чтобы быть полезным своей аудитории, нужно быть более диверсифицированным. Для каждой группы целевой аудитории нужен свой подход, свои аргументы, своя посадочная. И чем точнее вы «попадете», тем больше шансов, что пользователь останется именно с вами.
Когда ИИ становится экспертом
Я наблюдаю еще один важный тренд в маркетинге — использование нейросетей для создания материалов, которые раньше считались исключительно «человеческими».
Нейросети все чаще демонстрируют тот уровень, который раньше был возможен только при участии специалистов. Так, работая с медицинским центром, мы начали применять нейросети для формирования контента для сайта. На стороне клиента эти материалы вычитывают, непосредственно, врачи и утверждают их с минимальными правками. Качество, действительно, высокое — ошибки есть, но они несущественные, а в целом контент воспринимается как профессиональный и точный.
Это говорит о том, что глубина контента становится выше. И это будет «размывать» человеческую экспертность.
В части формирования контента я вижу тренд в обогащении примерами и личным опытом статей и рассказов. Важно не только наличие информации, но и ее подача, ваша личность или опыт бренда, а нейросеть не всегда может учесть все нюансы, которые важны для человеческого восприятия.
Мобильная SEO-оптимизация — не теряем клиентов даже, пока они стоят в очереди
Давайте немного поговорим о доле мобильного трафика в SEO. В 2024 году я уже несколько раз выступал на тему мобильной оптимизации и того, как мало инструментов для мобильного SEO на самом деле используются.
Сегодня доля мобайла составляет от 40% до 80% всего трафика на сайте. Мобильные устройства — основной канал потребления контента, и это касается всего: от продуктов до информационных страниц.
В этом контексте важным становится не только адаптивность сайта, но и его мобильная оптимизация. Позиции на мобильных устройствах и десктопах могут значительно отличаться. Не всегда, но часто.
Здесь интересы пересекаются: пиар-технологии, которые генерируют вовлекающие видео, и SEO-задачи, которые тоже начинают использовать видео для улучшения позиций.
Google и Яндекс не нужны, чтобы получить ответ на вопрос
Вижу тренд на постепенный отказ от использования традиционных поисковых систем и переход людей в GPT, Claude, Perplexity и разные варианты прокси-сервисов (дополнения к браузеру, телеграмм-боты, гибридные ИИ-сервисы).
Рынок растет, конкуренция за пользователя усиливается, и сервисы готовы предоставлять большие бесплатные лимиты своим пользователям. Но зачем нужен условный Яндекс, если нейронные сети предлагают результат быстро, качественно, с высоким уровнем точности и способностью понимать контекст? Уход от поисковиков для цели поиска по информационным запросам — явный тренд. Уже в 2025 году это может стать реалистичным вариантом с реалтайм поиском и товарными рекомендациями, что позволит отвоевать еще большую долю рынка у гигантов. Вопрос в том, смогут ли эти неповоротливые гиганты удержаться на плаву?
Для поисковых систем важно не просто, чтобы человек быстро нашёл нужную информацию. Да, это необходимо для того, чтобы пользователи оставались в экосистеме Google или Яндекса. Задача поисковых систем — получить клики (деньги!) с контекстной или медийной рекламы, чтобы радовать акционеров новой прибылью, завтра она должна быть больше, чем вчера. И вот здесь возникает вопрос: как, с одной стороны, предложить качественные ответы, а с другой — продолжать зарабатывать?
Мы все находимся на пороге больших изменений, и будет интересно увидеть, как этот тренд изменит рынок и нашу привычную реальность.
Core Web Vitals, или SEO нового поколения
Еще один важный тренд, который сейчас активно влияет на SEO, — Core Web Vitals. Это не просто набор метрик, а, фактически, система, которую использует Google для оценки качества пользовательского опыта на сайте. Она включает в себя: скорость загрузки, стабильность качества контента и интерактивные вовлекающие элементы.
Поисковое продвижение довольно технологическая сфера, я бы сказал доля технических правок может достигать 50%. Но задача для SEO становится шире: это и конверсия с небрендового органического трафика, и репутация автора материала, и вовлечение в контент (доскроллы, страниц на сессию, поведенческие метрики).
Вот несколько способов сделать это:
- Чат-боты для взаимодействия с брендом;
- Пуш-уведомления;
- Интерактивные элементы вроде квизов или калькуляторов;
- И, конечно же видео с мануалами и обзорами.
Алгоритмы вроде Google BERT, теперь ориентированы не только на ключевые слова, но и на контекст запросов. Например, вместо того чтобы искать фразу «как готовить борщ», алгоритм понимает, что тебе нужны и рецепт, и рекомендации по ингредиентам Это еще один шаг к тому, чтобы конкурировать с нейросетками, которые могут выдавать готовые ответы.
И еще, не могу не упомянуть о «серых» методах SEO, которые последние пару лет активно обсуждают на рынке. Это манипуляции с поведенческими факторами, которые позволяют продвигать сайты. Да, такие схемы пока работают.
Посмотрим, чем все это закончится. Пока SEO-специалисты умеют манипулировать выдачей (еще когда я учился в университете 14 лет назад, мы уже успешно выводили сайты в топ за 2–3 недели с помощью ссылок). Как и всегда, это просто становится немного сложнее, особенно в Google. И дороже.
Как бы там ни было, SEO сегодня — это не просто вопрос оптимизации контента, а целая экосистема, где важно все — и UX, и контент, и даже способы вовлечения, которые помогают решать настоящие проблемы пользователей. Наблюдается явный тренд в сторону комплексного видения и отказа от олдовых приемов и чек-листов.
К чему мы пришли?
Я за то, чтобы мы все делали ставку на долгосрочные, устойчивые SEO-стратегии. Фокус на качественном контенте и проработке сайта — то, что поможет не только выстроить доверительные отношения с пользователями, но и избежать неприятных последствий. Подумайте, как может «наказать» поисковик, если начать манипулировать — как минимум, потеря трафика, а это уже серьёзная проблема для бизнеса. Да, накрутки могут работать, но это игра в «русскую рулетку». И результат может быть совсем не в вашу пользу. Лучше делать всё по-честному и фокусироваться на том, чтобы создавать ценность для людей.
Пробежимся по самым важным идеям, которые обсудили:
- Поисковая выдача «уходит» вниз: блоки с ответами от нейросетей и расширение рекламных зон делают попадание в ТОП-5 органики обязательным для сохранения видимости;
- Индивидуальная выдача в поиске: поисковые системы всё точнее подстраивают результаты под интересы и поведение пользователей, что делает персонализацию обязательным поинтом для привлечения внимания;
- Когда ИИ становится экспертом: нейросети всё чаще создают контент, который раньше считался исключительно «человеческим», при этом обеспечивая высокий уровень качества и точности;
- Мобильная SEO-оптимизация — не теряем клиентов даже, пока они стоят в очереди: с ростом мобильного трафика важность адаптивности, скорости загрузки и видеоконтента для SEO будет только увеличиваться;
- Google и Яндекс не нужны, чтобы получить ответ на вопрос: всё больше людей переходят от традиционного поиска к нейросетям, получая ответы прямо в интерфейсе, что ставит поисковые системы перед вызовом — как сохранить свою модель заработка, предлагая качественные ответы;
- Core Web Vitals, или SEO нового поколения: теперь SEO включает не только техническую оптимизацию, но и улучшение пользовательского опыта через скорость загрузки, стабильность контента и интерактивные элементы.
В 2025 году важно не просто следовать трендам, а научиться смотреть в будущее с уверенностью. Мы стоим на пороге изменений, и те, кто не боится меняться и искать новые возможности, смогут не просто адаптироваться, а выйти на совершенно новый уровень. Всё, что нам нужно — быть открытыми, смелыми и готовыми действовать.