Для развития бизнеса уже недостаточно просто создать сайт и отправить его в свободное плавание. Ваш магазин не будет хорошо ранжироваться в поиске только потому, что в нем огромный каталог со множеством товаров, а информационный сайт не попадет в ТОП-3 только благодаря «простыне» текста. Чтобы быть в числе лидеров, нужно нечто большее.
Да, хороший аудит сайта и масштабная оптимизация стоят достаточно дорого и требуют много времени. Тем не менее, есть базовые рекомендации по SEO, которые можно выполнить еще на этапе создания сайта. В этом случае оптимизация обойдется вам совсем недорого, а результат будет заметен быстрее, чем при затратных доработках.
Предлагаем вам чек-лист базовых рекомендаций по оптимизации сайта, составленный на основе собственного многолетнего опыта.
Технические требования |
Счетчики Google Analytics и/или Яндекс Метрика
Данные о сессиях ваших пользователей — ключ к успеху. На сайте должна быть установлена по крайней мере одна из систем статистики. Наиболее удобные и часто используемые — Google Analytics и Яндекс Метрика.
Для установки любых тегов используйте систему управления тегами от Google — Google Tag Manager. С ней можно без помощи программиста добавлять и удалять теги, производить настройку целей и прочее.
Noindex, nofollow
Все повторяющиеся текстовые блоки на страницах (кроме оригинала) скрывайте при помощи тега <noindex>. Он не дает роботам поисковых систем индексировать повторы, что делает контент каждой страницы более уникальным.
Внешние ссылки, то есть ссылки на сторонние ресурсы, лучше размещать с использованием атрибута rel=”nofollow”. Таким образом производится запрет для роботов поисковых систем на переход по этим ссылкам.
Скорость загрузки страниц
Важный параметр не только для поисковых систем, но и для пользователей. Люди не любят ждать. Не создавайте слишком громоздкие страницы, не используйте прелоадеры (особенно на страницах коммерческих сайтов).
Скорость загрузки страниц должна составлять не более 1-3 секунд.
404 ошибка
Исключить индексацию страниц с ошибкой можно, если при вводе некорректного URL сервер будет отдавать 404 Not Found.
Также рекомендуем создать специальную страницу 404 ошибки, где можно разместить информацию о том, что страница отсутствует, и указать ссылки на наиболее важные страницы сайта, например, разделы каталога.
Дубли страниц
Не допускайте на сайте дублей страниц. Их наличие негативно сказывается на продвижении, приводя к индексации не тех страниц.
Настройте файл .htaccess таким образом, чтобы:
индексировался только домен с www или без www;
был настроен 301 редирект на главную страницу со страниц /index.php, /index.html;
был настроен 301 редирект со старых страниц сайта на новые (в случае изменения URL).
ЧПУ
ЧПУ — человеку понятный урл, то есть URL, который легко можно прочесть.
Не рекомендуется в качестве URL важных для продвижения страниц использовать параметры (?page_123, ?category=57 и пр.) и названия, не дающие понимания о содержимом страницы (/page1/, /tovar23/ и т.д.).
ЧПУ подразумевает использование URL, дающих четкое представление о текущем положении пользователя и содержимом страницы. Примеры ЧПУ:
/catalog/lampy/
/uslugi_i_ceny/geodezia/inzhenerno_geodezicheskie_izyskaniya/
Sitemap.xml
В корневой директории сайта необходимо размещать файл sitemap.xml.
Это позволяет ускорить процесс индексации и переиндексации важных страниц сайта, расставить приоритеты в индексировании, указать частоту обновления страниц. Файл желательно обновлять каждый раз, когда добавляются или меняются URL страниц сайта.
Подробнее о создании файла sitemap.xml в рекомендациях Яндекса.
Robots.txt
Файл robots.txt создается в корневой директории сайта. Он предназначен для роботов поисковых систем. Здесь можно разрешить или запретить индексацию определенных страниц/групп страниц, указать основной домен, путь до карты сайта и другое.
Примеры файла robots.txt:
User-agent: *
Disallow: /
Полный запрет на индексацию сайта
User-agent: *
Disallow: *?sort=*
Host: site.ru
Sitemap: http://www.site.ru/sitemap.xml
Запрет индексации всех URL, содержащих результаты сортировки, указание пути до карты сайта.
Подробнее о создании файла robots.txt рассказано в рекомендациях Яндекса.
Микроразметка
Для создания красивых сниппетов, а также для того, чтобы поисковые роботы лучше понимали контент на вашем сайте, используйте микроразметку. Наиболее часто используется поддерживаемая многими поисковыми системами schema.org.
Размечать рекомендуется контактные данные организации, элементы каталога, отзывы и прочий контент в зависимости от тематики ресурса.
Контентные рекомендации |
Заголовки
На всех страницах сайтах рекомендуется наличие заголовка <h1>. Также желательно использование заголовков других уровней: <h2>, <h3> и т.д, особенно на текстовых страницах.
Заголовки помогают поисковым роботам понять контент страницы и определить его релевантность запросу, а пользователям быстро найти необходимую информацию.
Тексты
Громоздкие полотна текста ушли в прошлое. В настоящем — хорошо структурированные продающие тексты и статьи с полезной информацией и контекстными ссылками.
Даже если в каталоге товаров вы не добавляете тексты, рекомендуем предусмотреть в административной панели сайта такую возможность. В дальнейшем это может быть большим плюсом при продвижении.
Мета-информация
Не забывайте о таких важных тегах, как title, description, keywords. Предусмотрите возможность создания и редактирования мета-информации в административной панели на всех основных страницах сайта. Для наиболее важных страниц рекомендуем ручное создание мета-информации, для всех остальных шаблонное.
Изображения
Наличие изображений важно не только в каталоге, но и в статьях. При добавлении картинок, заполняйте атрибут alt. Содержание атрибута должно соответствовать изображению.
Юзабилити требования |
Каталог товаров
Создавая каталог товаров, обратите внимание не только на его внешнюю привлекательность, но и на удобство для пользователей.
Основной принцип: чем быстрее пользователь найдет то, что ему нужно, тем выше вероятность достижения главной цели.
Рекомендации:
Путь до карточек товаров в каталоге не должен быть слишком длинным, вместо создания глубокой вложенности используйте сортировку и фильтры;
Минимальный набор элементов для каждого товара в каталоге — название, изображение и цена;
Если внешне товары в вашем каталоге не отличаются или различия незначительны, помимо изображения, добавьте 2-3 характеристики или краткое описание.
Карточка товара
Для покупателя карточка — один из важнейших элементов на сайте. Здесь он подробно знакомится с продуктом, узнает технические характеристики, читает отзывы, смотрит цену, добавляет товар в корзину или избранное и, наконец, принимает решение о покупке. Есть несколько элементов, которые должны присутствовать практически на любой карточке товара или услуги.
- Изображение товара
Для некоторых типов товара вполне достаточно небольшого превью. Если же у вас, к примеру, магазин модной одежды, лучше использовать несколько вариантов фото с возможностью увеличения.
- Стоимость
Вспомните поведение покупателей в оффлайн магазинах. Зайдя в любой отдел, будь то бытовая техника или зоомагазин, мы обращаем внимание на стоимость товаров. Не найдя цену, чувствуем себя неуютно. Аналогично и для онлайн магазинов. Маловероятно, что пользователи сайта будут отправлять заявку, не зная, смогут ли они себе позволить оплатить ваш товар или услугу. Не забывайте, что человек, как правило, для анализа лучшего предложения открывает несколько вкладок. И если вы не указали цену, а конкурент указал, мало кто будет перезванивать вам и уточнять наличие товара и цены — вкладку с вашим сайтом просто закроют.
- Описание и технические характеристики
Не забывайте про красивые продающие описания и подробные технические характеристики для техники и электроники. Формирование самого полного описания карточек товаров первостепенно для e-commerce сегмента.
- Информация о стоимости доставки и способах оплаты
Бесплатная доставка или платная? Доставят ли в мой регион, и как я смогу оплатить покупку? Человек, готовый оформить заказ, всегда задает эти вопросы. Помогите ему, расположив всю важную информацию там, где она особенно востребована — на карточке товара. Если вы осуществляете доставку бесплатно, обязательно акцентируйте на этом внимание, ведь это — сильное конкурентное преимущество и прекрасный способ повышения лояльности.
Дополнительные рекомендации |
Кроме обязательных рекомендаций существуют и дополнительные, соблюдение которых во многом зависит от специфики вашего бизнеса.
Блок рекомендаций
Часто люди приходят в интернет-магазин не за одним товаром, а за комплексом товаров и услуг:
телефон + чехол + пленка
шины + диски + шиномонтаж
Блок рекомендаций облегчит поиск пользователя и увеличит средний чек вашего магазина.
Видео-материалы
Видео обзоры актуальны для товаров непростых в эксплуатации, например, бытовой техники.
Отзывы о товаре
О качестве товара часто судят в процессе эксплуатации. Отзывы других покупателей сильно влияют на принятие решения о покупке. Создайте блок отзывов у себя на сайте и попросите покупателей поделиться собственным опытом.
Возможность сравнения
Почему один товар стоит в 10 раз дороже другого? Ответить на подобный вопрос поможет функция сравнения товаров, где будет наглядно видно, какие параметры товара повлияли на стоимость.
Оформление покупки
Пользователи, дошедшие до этого этапа, скорее всего, уже приняли решение о покупке. Тем не менее, даже здесь есть риск их потерять.
- Формы
Оформление покупки должно быть максимально простым и удобным. Множество полей пугают пользователя. Если форма заказа получается громоздкой, ее стоит разбить на несколько коротких шагов, но не следует создавать более 4-х шагов.
- Покупка без регистрации
Всегда оставляйте вашим посетителям возможность совершить «быструю» покупку. То есть, не требуйте регистрации на сайте при оформлении заказа. Наилучший вариант — автоматическая регистрация пользователя после совершения покупки (конечно, с его согласия).
Приведенные рекомендации не охватывают оптимизацию в целом. Они лишь задают правильное направление в развитии вашего сайта и помогают ему получать естественные переходы из поисковых систем.