Выбор веб-студии для разработки сайта, в конечном счёте, зависит от классического соотношения “цена/качество”, а вопрос качества в этом случае можно разложить ещё на несколько составляющих. Качественный сайт большинство заказчиков представляют себе красивым, функциональным, быстрым и бесглючным. Если скорость и стабильность работы сайта можно оценить однозначно, то красота и функциональность — понятие, чаще всего, субъективное или, в лучшем случае, экспертное. Это приводит к тому, что большинство сайтов в Рунете, созданных профессионалами отрасли, не приносят пользы своим владельцам.
Заострив внимание на том, что именно подразумевают веб-разработчики, говоря о качестве своих услуг, можно увидеть не только набор эффективных методик, но и несколько эффектных трюков.
Вспомним лозунги веб-разработчиков на пресейле:
| |
А после запуска нас часто ожидает полное отсутствие рекламного потенциала: | |
| |
Проблема в том, что уже на старте разработки происходит подмена понятий, и из команды проекта выпадает важный игрок. | |
Мерилом удовлетворённости клиента является то, как сайт будет выглядеть и работать, а не то, сколько он будет зарабатывать. | |
Техническое задание (в лучшем случае — прототип) формирует специалист, некомпетентный в eCommerce. |
Хороший сайт стоит как хорошее авто. На этом аналогии не заканчиваются.
Представьте себя в сборочном цехе современного автозавода. Менеджер-консультант ведёт вас вдоль конвеера, презентуя фишки на разных его участках: “здесь мы делаем крыши с панорамным видом, здесь — двигатели, способные развивать 300км/ч за 3 секунды, а здесь — лучшую тормозную систему...” И вот вы уже в отделе проектирования, воодушевлённо рассказываете, каким хотите видеть свой эксклюзивный автомобиль, и получаете обещание ровно под ваши желания получить и салон, и кузов.
Вас впечатлили, и вы оплачиваете счет. Ждете год, и авто готово. Приходите — авто блестит, менеджеры улыбаются, вы садитесь и выкатываетесь из бокса. За вами закрываются двери и больше не открываются, т.к. началась сборка следующего авто. |
Именно в этот момент и начинается самое интересное. Авто ползёт, а не мчится, кое-как развивая 50 км/час, пожирая при этом 50 литров на сотню.
Оказалось, что при заказе вы отвлеклись на вау-эффекты и популярность агрегатов, и не стали задумываться о том, насколько действенной окажется система в целом. |
Конечная цель заказа сайта — зарабатывать с его помощью деньги. Желательно быстро и желательно много. К сожалению, сайт — не личное авто, и разочарование от бесполезной траты денег и времени приходит не так быстро.
И ещё, у меня для вас плохая новость: веб-студия, как казино, выигрывает в любом случае.
Деньги заработаны, ваш красивый сайт размещён в портфолио и привлекает новых заказчиков. Он даже может выиграть в конкурсе веб-дизайна и новая статуэтка станет очередным шагом на пути к признанию в профессиональной тусовке...
...А как же вы? А за вами ворота завода уже закрылись, и как именно едет ваше авто, интересно только вам. И то, если вы — лицо, принимающее окончательное решение в своей компании. Сотрудникам отдела маркетинга сложнее — остаётся только надеяться, что руководство не спросит за показатели. В лучшем случае, придётся раздуть бюджет и залить его в бездонный бензобак вашего “суперкара” с КПД → 0. История совсем не антикризисная.
Сайт может начать генерировать доходы сразу после выхода с конвеера, если на каждом этапе его сборки поставить контролера, заинтересованного в доходности наравне с клиентом.
Этот контролёр — eCommerce-аналитик агентства, которому предстоит продвигать сайт после запуска. Если же сайт уже создан, аналитик может оценить, стоит ли вкладываться в рекламу или лучше сэкономить в перспективе, для начала доработав сайт. В основе такой экспертизы в нашем агентстве лежит реальный практический опыт и эффективная методика брифинга Measurement Plan.
Но что делать, если бюджета едва хватает только на веб-разработчиков, у которых руки просто растут из плечей? Тогда этим контролёром нужно стать самому.
Ваша главная работа — выйти наружу и взглянуть на сайт глазами «глупых» людей, которые, в отличие от вас, не имеют никакого знания о вашем бизнесе. При этом не нужно зацикливаться на создании идеального инструмента — без профессионального аналитика это вряд ли получится. Изучая ТЗ, принимая дизайн, постоянно задавайте себе вопрос: легко ли достигнуть желаемой вами цели самому неподготовленному посетителю?
Пользователи — единственные, кто имеет смысл.