Работу по поисковому продвижению мы в агентстве начинаем с формирования семантического ядра: собираем запросы, делаем их скоринг (оцениваем по пяти параметрам: популярность, конкурентность, коммерческость, текущие позиции и перспективность) и понимаем, какие фразы принесут максимум трафика за минимальный срок.
В этой статье мы расскажем только об одном из этих пяти параметров — конкурентности. Высококонкурентная фраза — не обязательно низкочастотная. Даже по самому непопулярному запросу могут продвигаться десятки ваших конкурентов — если их сайты вызывают у поисковика больше доверия, чем ваш, вы их не обгоните.
Существует несколько формул, с помощью которых можно вычислить, сколько конкурентов используют определенную фразу.
Нам этих формул недостаточно, чтобы взять или не взять фразу в продвижение. Мы хотим понимать, насколько реально с этими конкурентами соперничать: какая у них ссылочная масса, возраст и другие показатели, влияющие на ранжирование. Одно дело сайту-одностраничнику бороться с таким же по уровню развития сайтом и совсем другое — пытаться вытеснить старый и мощный веб-проект с огромной аудиторией и серьезными бюджетами на поисковое продвижение.
В общем, мы идем по другому пути:
- Берем значения показателей качества у топовых сайтов.
- Сводим все показатели к единому значению.
- Оцениваем конкурентоспособность каждого сайта по отношению к нашему.
- Смотрим, сколько сайтов мы можем обогнать.
А теперь подробно разберем каждый пункт. В лучших традициях Kinetica — на живых примерах из нашей практики.
Берем значения показателей качества у топовых сайтов
На проекте в сфере логистики перед нами стояла цель — продвинуть сайт в топ-5. Мы выгрузили в отдельный файл конкурентов, которые занимают первые 5 строчек в поисковике (чтобы не запутаться, обозначим их как сайт 1, сайт 2, сайт 3, сайт 4 и сайт 5), и нашли, какие значения у каждого сайта:
- ИКС (индекс качества сайта) — показатель полезности сайта. Ее хитрым и секретным способом присваивает Яндекс.
- Возраст — один из показателей трастовости сайта.
- Количество страниц в индексе Яндекса — косвенный показатель ассортимента.
- Количество входящих ссылок — важный фактор ранжирования в Google.
Нормируем значения
Сейчас нас ждет самый кропотливый этап. Попробуйте-ка прибавить к 6 годам работы сайта 37 тыс. штук входящих на него ссылок — вот чтобы так не мучиться, нужно перевести все собранные значения в баллы с помощью формулы:
Формула для нормирования исходных данныхБерем сайт 1 и переводим его ИКС в баллы. Текущее значение у него — 150. Из всех сайтов, которые мы отобрали для анализа, минимальное значение ИКС у сайта 4 — 60, а максимальное у сайта 5 — 9 800. Подставляем эти данные в формулу и получаем ИКС сайта 1 — 0,9 балла.
Далее берем следующий показатель — число страниц в индексе Яндекса сайта 1 — и проводим такую же работу. В общем, рассчитываем каждый критерий оценки для всех сайтов из списка, включая тот, который мы продвигаем.
Оцениваем конкурентоспособность каждого сайта
Теперь осталось посчитать, сколько всего баллов получил каждый сайт. Так мы сможем оценить, на каком уровне развития он находится и есть ли у нас шанс его обойти.
Берем суммы баллов нашего сайта и сайта-конкурента и подставляем их в формулу:
Формула для определения конкурентоспособности сайтаСумма баллов первого сайта — 3, а нашего — 44,1. Делим 3 на 44,1 и получаем 0,07 — это конкурентоспособность сайта 1 по отношению к нашему. Таким образом просчитываем все остальные сайты.
Проекты с конкурентоспособностью < 1 нам проще всего обойти — они слабее нас. Сайты со значением чуть больше 1 обогнать тоже можно, но придется приложить больше усилий — наши силы почти равны. С самыми сильными сайтами (у которых конкурентоспособность значительно превышает 1) мы соперничать не будем — себе дороже.
Определяем, какие шансы на выход в топ у каждого запроса
Все, с формулами наконец-то закончили. Теперь можно считать,сколько по каждому запросу в топе сайтов с конкурентоспособностью < 1 — это вакантные места в выдаче. Чем их больше, тем выше шанс выйти в топ по этой фразе только за счет внутренней оптимизации.
Мы просчитали, что запрос «сборные грузоперевозки из Китая» обеспечит нашему проекту попадание в топ Гугла (3 вакантных места и самая низкая конкурентоспособность), тогда как у ключа «доставка грузов из Китая в Россию» конкуренция выше и он может не вывести нас на желаемую позицию в выдаче. Стали продвигаться по первому запросу — он-то и обеспечил нам место в топ-2.
У ключа «доставка грузов из Китая в Россию» самая высокая конкурентоспособность, поэтому мы решили сосредоточиться на запросах, с которыми у нас больше шансов попасть в топ выдачиВот так кропотливо мы анализируем все ключи, ищем из них самые перспективные и включаем их в первый сегмент семантики (запросы, которые мы берем в продвижение в первую очередь, потому что они дают самый быстрый результат). Те ключи, по которым балл значительно выше единицы, пропускаем, потому что клиенту невыгодно продвигаться по ним — ни к чему рисковать бюджетом ради призрачного места в топе.