Говорят, что успех поисковой оптимизации зависит от текста примерно на 25%. Факт: сеошникам не обойтись без копирайтеров. Вопрос: пригодятся ли SEO-приемы человеку пишущему — автору-фрилансеру, контент-маркетологу или сммщику? Тому, кто не бьется за топы «Яндекса» и Google?
Представим, что у нас есть фермерское хозяйство, и мы выращиваем топинамбур. Есть сайт и группа «Вконтакте». Хотим вести блог, постить в соцсети и писать статьи в газету. Разбираемся по шагам, как технологии и инструменты поискового продвижения могут в этом помочь.
Шаг 1: подбираем и группируем поисковые запросы
Поисковые запросы показывают, как люди ищут информацию в интернете. SEO-специалисты собирают их и используют для продвижения сайта. Список запросов называют семантическим ядром (СЯ), а сами запросы — ключевыми словами или просто ключами. Собрать базу ключей можно вручную через «Яндекс.Вордстат» и поисковые подсказки.
Так работает Yandex Wordstat
Так работают поисковые подсказки «Яндекса»
Другой вариант: использовать для сбора СЯ специализированные сервисы: JustMagic, Rush Analytics или Serpstat. Такие инструменты делают все в разы быстрее, а результат выгружают в эксель.
Пример файла с запросами, сгенерированного SEO-сервисом
Чтобы сформировать такой список ключей, например, в JustMagic, нужно зайти в раздел «Сервисы» → «Парсер подсказок». Чем больше проходов выбрано в пункте «Количество итераций», тем больше сервис подберет ключевых слов, но при этом они будут более размытые.
Список ключевых слов и фраз — ценный источник тем для блога и соцсетей, возможность лучше узнать потребности и боли целевой аудитории. Мысли фермера, работающего с поисковыми запросами, могут идти, например, так:
Смотрим в «Вордстате» историю запроса «купить топинамбур на посадку» по Москве и области. Пик популярности — с марта до мая. Хорошо, значит, начнем рекламную кампанию с конца января.
Хм, а порошком интересуются больше, чем посадочным материалом. Надо подумать над тем, чтобы запустить производство.
Ух, ты! Оказывается, люди не знают, как готовить топинамбур. Отлично, поделимся своими рецептами в блоге.
Внимание: перед тем как перейти к следующему шагу, нужно удалить из списка все лишнее и нетематическое, а оставшееся пропустить через кластеризацию.
Принцип работы кластеризации — если по нескольким запросам поисковая система выдает похожий результат, значит, их можно сгруппировать и использовать для продвижения одной страницы. Такой инструмент есть в Rush Analytics и многих других сервисах для сеошников.
Примерно такая красота должна получиться
Шаг 2: делаем текстовый анализ
Инструменты текстового анализа предназначены для оптимизации страниц на сайте и подготовки технического задания копирайтеру. Они сканируют выдачу поисковой системы и считают, сколько ключевых слов вписать и как их распределить по зонам документа.
Мы взяли кластер запросов по теме готовки топинамбура и загрузили в текстовый анализатор JustMagic:
В результате получилась такая таблица:
Сервис выдал список ключей для будущего текста. Звездочка показывает место, где можно вставить любое слово. Если ключ в квадратных скобках, значит, необходима словоформа.
Нам неинтересны все столбцы: возьмем часть фраз и количество вхождений фразы в текст в столбце plain-text. Еще учтем рекомендации по общему числу слов и ключу в title.
Прежде чем составить техническое задание и начать писать текст, соберем так называемый LSI-шлейф.
Шаг 3: собираем LSI-фразы
Такие инструменты как «Акварель-генератор» в JustMagic или парсинг подсветок Александра Арсенкина, собирают LSI-фразы. Это дополнительные слова, связанные по смыслу с основными поисковыми запросами. LSI-слова помогают автору сориентироваться в незнакомой теме и избавиться от «воды» в тексте:
Дополнительные слова, сгенерированные на arsenkin.ru по ключевой фразе «приготовить топинамбур»
Из списка мы убираем общие и нетематические слова. То, что осталось + пару слов из поисковых подсказок — в ТЗ. Вот что получилось:
Тема: Целевая аудитория: Цели и задачи: Дополнительные слова:
Ключевые слова: Число СЛОВ всего: |
По ТЗ пишем сами или высылаем его копирайтеру.
Что в итоге
Ниже фрагмент готовой статьи. Желтым цветом выделены мета-теги, зеленым — точные и разбавочные вхождения ключей, фиолетовым — LSI-фразы.
Если хотите, можете изучить текст целиком в отдельном гугл-доке.
Вывод: контент можно делать качественнее и быстрее, если использовать SEO-инструменты с умом. Главное — думать головой, помнить о пользе для людей, а не просто слепо доверять рекомендациям сервисов.