Цель любой оптимизации сайта — сделать так, чтобы он соответствовал требованиям поисковых систем, конкурентному окружению и чтобы у него было семантическое ядро что надо.
В этом смысле первичная оптимизация отличается от всей последующей только объемом работ и тем эффектом, который она производит.
Объясняем:
- Объем работ меньше, но их плотность выше
По сути, то, что происходит с сайтом в первые 4 недели оптимизации — это миниатюрная модель всего того, что с ним будет происходить, пока он будет существовать и пока его будут оптимизировать. Те же самые работы, только в сжатом, концентрированном виде.
- Эффект не такой впечатляющий
Изначально проект по каждой фразе как-то ранжируется в поисковиках — находится на 103 месте, 412 или 854. Пользователи его не видят. После первичной оптимизации все меняется. Низкочастотные запросы оказываются в топ-20, топ-10 или топ-3. Высокочастотные — в начальной точке поисковой видимости, топ-50. Но этих изменений недостаточно, чтобы трафик на сайт полился рекой — ключевой объем начнет поступать с 4-5 месяца.
Еще из отличий — этот этап чуть дороже, потому что в него включена предпроектная аналитика. Вот, в целом, и все.
Другой вопрос — кто как эту первичную оптимизацию делает. У нас есть свои хитрости и технологии. О них и расскажем.
Проектирование семантики
Ошибочно считать, что чем больше семантика, тем лучше. В некоторых тематиках конвертирует всего десяток фраз, а остальная сотня вроде приносит трафик, но конверсий совсем мало, мы это называем — кластера с низким показателем скоринга.
Вот почему недостаточно собрать релевантную семантику и отсеять дубли и нулевки. Важно еще отфильтровать фразы по экономике.
Пример проектирования семантики
Мы рассчитываем:
- Сколько каждая фраза приведет трафика.
- Сколько с этого трафика будет заявок.
- Сколько эти заявки будут стоить клиенту.
Для этого оцениваем CPA и ROMI по кластерам и каждую фразу просчитываем по 16 факторам, сгруппированным в 5 блоков:
- Популярность — какой это запрос по частоте, сезонности, полноте и тренду.
- Конкурентность — сколько проектов активно конкурируют по запросу.
- Коммерческий потенциал — с какой целью совершается запрос: купить или получить информацию.
- Текущие позиции — какое место в поисковой выдаче у запроса сейчас и как оно меняется.
- Перспективность — на какие позиции можно рассчитывать и как быстро.
Каждому блоку проставляем коэффициент значимости.
Все это позволяет нам сделать качественный скоринг, то есть определить ценность каждой фразы согласно выбранным показателям. В итоге мы берем в продвижение только те фразы, которые, когда выходят в топ, дают достаточно трафика, чтобы обеспечить прогнозные продажи.
Чтобы такое провернуть, мы проводим аналитику.
Аналитика
Этот этап проводится до проектирования семантики. В нем можно выделить проектную часть и организационную.
Проектная аналитика
Разбираемся, что в компании выгоднее всего продавать. Это непросто, потому что у каждой группы товаров есть свой плановый объем продаж, цена и спрос. А еще есть желания предпринимателя: сейчас как-то идут продажи, а хотелось бы так. И технические ограничения — что нельзя изменить на сайте.
Отдельный анализ проводим по рабочим SKU. Обычно среди всех позиций в каталоге есть 20-50%, которые продаются чаще всего. Именно эти позиции конкурентны и перспективны для продвижения. Наша задача — выявить их, сгруппировать, распределить по посадочным страницам и сегментам. Вот точка нашего фокуса на первом этапе.
На следующем — понять, кто из топ-10 по какой фразе нам конкурент. Вытеснить агрегаторы и маркетплейсы шансов нет, это ясно. А удастся ли обойти другие сайты, неясно — и чтобы определиться с этим, мы оцениваем конкурентов по ассортименту, возврату на выдачу (CTR выдачи), адаптивности посадочных с мобильных устройств и еще 12 факторам.
Организационная подготовка
На этом этапе обговариваем, как будут строиться процессы:
- Мы ведем бэклог всех изменений и договоренностей;
- У нас есть два вида план-факт отчетности: в личном кабинете и в дашборде GDS.
Если у клиента есть дополнительные требования к коммуникаций и отчетности, которые мы можем удовлетворить — включаем их. Отдельно обсуждаем сроки внедрения программной части наших рекомендаций, порядок их согласований и приёмки результата.
Дорожная карта и технический лист проверки
Первичное SEO — это первый, важный, но все же только один из этапов большой и серьезной работы. И рассматривать его вне контекста того, как будет дальше развиваться проект, неправильно.
Вот два документа, которые помогут сформировать корректное представление о технических работах этого этапа и их связи со всеми последующими.
Дорожная карта
показывает, как у нас встроена первичная оптимизация сайта в полный цикл работ по SEO
Технический лист проверки
дает детальное представление о том, какие работы мы проводим в каждый месяц продвижения
Отчет по оптимизации сайта
В отчетах мы не просто демонстрируем результаты оптимизации, а перечисляем, какую работу проделали, зачем мы ее проделали, почему это важно и как именно это повлияло на результат.
Тут же, опираясь на результаты, планируем следующий пул работ. Если предлагаем добавить какой-то контент на сайте, то объясняем, зачем — чтобы повысить позиции сайта/ стимулировать продажи/ уменьшить нагрузку на коллцентр. Объясняем, каким должен быть этот контент, чтобы собрать больше просмотров и социальных сигналов, ссылаемся на исследования. Прописываем ТЗ, подбираем референсы, распределяем зоны ответственности и логируем время.
Таким образом при первичной оптимизации мы работаем по ключевым точкам роста в поисковой видимости. Вносим сложные, но эффективные правки и даем рекомендации по пяти контурам работ, которые соответствуют пяти группам факторов ранжирования.
Нас выбирают за то, что мы делаем этот процесс прозрачным и эффективным, поскольку сразу даем прогноз роста после каждого этапа поискового продвижения и несем финансовую ответственность за объем заказов с SEO.